Екатеринбург, Куйбышева, 111, тел. 254-01-38 и Большакова, 15, тел. 261-04-35

det strahiКак часто родители жалуются на то, что их дети боятся темноты, привидений, «бабаек», боятся купаться, оставаться одни в комнате и т.д., но не знают, как помочь беспомощному маленькому человеку в преодолении страхов.

Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх.

Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и как развивается, чего больше всего бояться дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть – об этом наша статья.

Что такое страх, как предупредить его у детей?

Это негативно окрашенное эмоционально насыщенное ощущение беспокойства, являющееся ответом на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

Самым распространенным способом реагирования на опасность является бегство, то есть не всегда осознаваемое стремление избежать соприкосновения с источником угрозы, самоизоляции от нее. Практически каждый в своей жизни испытывал страх.

Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями и имеет временной характер.

Одни исследователи полагают что страх – одна из первых эмоций, которую испытывает младенец. Многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Другие говорят о том, что говорить, о «настоящем» страхе у детей можно только с 6 месяцев, так как он требует определённого когнитивного развития, включая способность к прогнозированию испытанной однажды опасности.

Начиная со 2 года жизни, постепенно растет, становясь значительным, страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Возникают страхи животных, страх разлуки с родителями (особенно с матерью). А.И. Захаров полагает, что страх одиночества при засыпании достигает максимума позднее – в возрасте 3-4 лет. Он указывает, что для этого возраста характерна триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Кроме того в этот период достигают своего максимума страхи воды и врачей. К наиболее существенным источникам страха перед лечением и врачами у детей и взрослых относится собственный опыт общения с медицинскими работниками, неприятные впечатления, связанные с обследованием и лечением.

volkВ 2-летнем возрасте у ребенка может появиться фобия, например в страхе перед злым волком. Причиной ее возникновения чаще всего служит слишком резкое, агрессивное поведение отца, его угрозы и наказания.

В 3-5-летнем возрасте у детей также может развиться боязнь замкнутого пространства. Причиной появления страха служат многочисленные запреты взрослых, формирующие в сознании малыша своего рода замкнутое психологическое пространство вокруг него.

В 5-6 лет может появиться фобия, выражающаяся в страхе перед какими-либо катастрофами, ведущими к гибели мира, - нападением инопланетян, войнами, ядерными взрывами, наводнением. К этому относится и боязнь нападения бандитов, хулиганов. В основе всех перечисленных противоречивых страхов лежит, прежде всего, боязнь смерти, сочетающаяся с чувством незащищенности. Данная фобия способна проявиться в том случае, если родители (особенно отец) требуют от ребенка большей самостоятельности, чем та, на которую он способен.

стать фобиейВ дошкольном возрасте распространены страхи уколов, боли, врачей, операций. Можно также отметить детский страх, способный стать фобией, заключающийся в боязни различных мифических сказочных или мультипликационных персонажей, привидений, инопланетян, чудовищ, монстров, зомби и т.д. Подобный страх чудовищ способен скрывать боязнь слишком деспотичных, авторитарных, давящих на психику ребенка родителей или близких родственников (бабушек, дедушек), от которых ребенок может чувствовать зависимость. В 6-9 лет причиной боязни сказочных персонажей способен стать и появившийся у ребенка патологический страх смерти, нашедший свое отражение именно в такой символической форме.

Часто старшие дошкольники испытывают страх смерти, который достигает своего апогея в 6-7 лет у детей, еще не посещающих школу. Боязнь умереть – это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Появление страха смерти означает постепенное завершение «наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие, чудесные явления и многое другое, с чем теперь приходиться расставаться. Категория смерти в 6-7 лет – это жизненная реальность, которую ребенок должен признать как нечто неизбежное в его жизни.

В старшем дошкольном возрасте в связи с поступлением в школу меняется и характер страхов детей: на первое место выходят страх опоздания и страх смерти родителей. Еще может быть страх загрязнения, острых предметов. В более старшем возрасте появляются ипохондрические страхи, кардио- и канцерофобии (страх сердечных и раковых заболеваний) и другие.

В подростковом возрасте ведущими становятся страхи войны, смерти родителей, своей смерти, насмешек сверстников, нападения и пожара.

Почему в детстве страх – одна из самых распространенных реакций? Потому что инстинкт самосохранения выражен очень активно, а жизненного опыта еще нет.

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, родители могут принимать причины их появления.

Страхи родителейПричины возникновения страхов у детей:

  • Страхи родителей.
  • Гиперопека родителей.
  • Ссоры между родителями.
  • Особенности характера и темперамента ребенка.
  • Ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным непринятием детей.
  • Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.
  • Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающие проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе.
  • Психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам.

И что же делать?

Попробовать предложенные психологами и педагогами способы преодоления страхов

Способы преодоления страха:

  1. Личный пример родителя (в первую очередь, папы) преодоления любого страха в детстве.
  2. Рисование страхов. Например, можно спросить ребенка о том, как зовут эту «страшилку», что она любит есть, что нравиться делать и как победить эту страшилку.
  3. Смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».
  4. Чтение сказокЧтение сказок, рассказов, страшилок:
  • произведения Дорис Бретт «Истории про Энни» - эти рассказы позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети испытывают тоже самое. Это оказывает успокаивающее действие;
  • автор хрестоматии «Мешок со страхами и другие невероятные истории» С.П. Лавлинский утверждает, что современные дети любят читать, слушать страшные сказки, изображать страшилки и прочие пугалки;
  1. Играть в эмоционально насыщенные игры, например «Эмоциональные качели». Простейший пример – подбрасывание ребенка на руках: он – то летит вверх, то возвращается на руки взрослого, которые являются для него символом защиты. Подобные качели можно разыгрывать с любым страшным предметом. Ребенок забегает в темную комнату, то выбегает из нее.
  2. Домашний кукольный театр включает в себя разнообразную деятельность, которая может снять напряжение и страх:
  • выбор пьесы из прочитанного или сочинение новой;
  • изготовление кукол;
  • рисование декораций;
  • изготовление приглашений, афиш, программ.

Домашний кукольный театрПревратив воспитание смелости в забавную веселую игру, родители могут помочь своему ребенку преодолеть страх, необходимо только терпение и немного времени.

Источники и рекомендуемая литература:

  1. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007.
  2. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно. – СПб.: Речь, 2007.
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
^ Наверх