Екатеринбург, Куйбышева, 111, тел. 254-01-38 и Большакова, 15, тел. 261-04-35

зайчишкуВ густом лесу жила-была заячья семья: папа-Заяц, мама-Зайчиха и (пусть малыш сам придумает сколько) детей. У всех, конечно, были имена (пусть скажет какие), но одного зайчишку по имени никто не звал, потому что однажды с ним произошел случай, после которого ему дали прозвище Зайчишка-трусишка и напрочь позабыли его настоящее имя. А дело было так…

Прыгал Зайчишка по лесу, но не так, как другие – весело, резво, а робко, боязливо. Прыгнет и съежится (пусть покажет это и куклой, и, как говорят артисты, «в живом плане»). И по сторонам озирается: нет ли чего страшного? Зайчишка-то уродился такой робкий, что даже зайцы удивлялись: и в кого он такой? Что называется от собственной тени шарахался (показать посмешнее).

Ну, пока он прыгал по солнечной лужайке, все еще было ничего. Но потом Зайчишка вдруг очутился под большой раскидистой елкой. Как это получилось, он и сам не понял. Наверное, загляделся на пеструю бабочку, которая порхала над ним и почему-то норовила сесть ему на ухо. (Бумажную бабочку можно прикрепить к нитке или проволочке.)

- Эй, Бабочка! Ты где? – пискнул Зайчишка. Играть с Бабочкой ему понравилось, это было совсем не страшно. Он сделал еще несколько прыжков, надеясь снова увидеть свою подружку, но вместо нее увидел какое-то чудовище. Оно притаилось под еловыми лапами и грозно темнело, подстерегая добычу. Из пасти животного валил пар, глаза зловеще сверкали… Больше, правда, зайчишка не успел ничего заметить, потому что дал стрекача. Он мчался к своей норе и истошно вопил: «Змей Горыныч! Змей Горыныч!» Все звери, конечно переполошились. (Пусть разные игрушки расспрашивают Зайчишку, что случилось, а он, дрожа от ужаса, все твердит про Змея Горыныча. Вообще, показывать страх надо как можно карикатурнее, но при этом не забывать вслух жалеть Зайчишку.)

Звери снарядили целое лесное войско и направились к старой ели. Пришли. Что такое? Где Змей Горыныч? Где огнедышащий дракон? А никакого Змея нет, лежит под веткой коряга, никого не трогает.

Тут все как расхохочутся!

- Это ж надо! Корягу за Змея Горыныча принял!

- Да, но ведь я видел! – оправдывался Зайчишка. – Я, честное слово, видел и пасть, и большущие глаза…

А звери еще громче хохочут-заливаются.

- Да это у страха глаза велики! У ТВОЕГО страха!

С тех пор беднягу и прозвали Зайчишка-Трусишка.

(Постарайтесь, однако, не заканчивать игру на грустной ноте. Скажите, что окружающие иногда делают поспешные выводы. И вообще, каждый может испугаться. Это еще не беда.)

Рекомендации для ролевой игры:

Если ребенок отказывается играть под разными предлогами. В таком случае надо не настаивать на самой игре, а постараться поначалу увлечь ребенка частностями: подбором и изготовлением игрушек, декораций. Зайчишку-трусишку легко сделать из двух старых перчаток.

Разыгрывая истории про Зайчишку-Трусишку, давайте ребенку возможность поимпровизировать (таким образом, вы, кстати, узнаете очень много нового и часто неожиданного о переживаниях своего малыша), но обязательно следите за тем, чтобы он не уклонялся от «генеральной линии». Если будет упрямиться, идите на компромисс: пусть немного поиграет, как хочет, а потом – как нужно.

  • Каждый раз перед началом игры прочтите ребенку очередную историю и распределите роли.
  • Не настаивайте, чтобы он непременно играл Зайчишку, однако, если отказы будут систематическими, следует насторожиться.
  • Постарайтесь добиться, чтобы ваш малыш хотя бы частично озвучивал роль главного героя (например, притворитесь, что вы подзабыли сюжет, - пусть он вам подсказывает).
  • Не пренебрегайте авторским текстом, он дает малышам дополнительные образные и эмоциональные опоры, помогает лучше прочувствовать происходящее.
  • Полезно использовать музыку, особенно в напряженные, страшные или, наоборот, радостные моменты.
  • Проиграв истории про Зайчишку, вы можете придумывать свои. Чем больше сюжетов предложит ребенок, тем будет лучше.
  • Не пугайтесь, если порой расправа Зайчишки с врагами покажется вам чересчур жестокой. Это не означает кровожадности. Просто ваш малыш слишком долго мучился сознанием собственного бессилия и теперь хотя бы в игре хочет взять реванш. Предлагать ему более мирные способы разрешения конфликтов, конечно надо, но не сразу, а через некоторое время. Пусть сначала выплеснет свои эмоции.

Остальные истории про Зайчишку-трусишку вы можете найти в этой книге

Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно. – СПб.: Речь, 2007.

^ Наверх