Начался новый учебный год, первые месяцы которого могут оказаться трудными для первоклассников, пятиклассников и старшеклассников. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Г.А.Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений с взрослым, сверстником и самим собой.
Как помочь первокласснику привыкнуть к школе
Ваш ребенок – первоклассник? Это прекрасно! Но этот год окажется непростым, как для ребенка, так и для вас. На что следует обратить внимание? Как поддержать ребенка в его нелегких начинаниях?
1 шаг
Провожайте ребенка в школу. Даже, если не нужно переходить улицу. Пусть ваш ребенок почувствует важность события: теперь он – школьник, и эта дорога к школе – символ начала трудового дня.
2 шаг
Выделите для ребенка его личное пространство. Лучше, если вы выделите ему целую комнату, где он сможет спокойно заниматься. Если лишней комнаты нет, купите ребенку его собственный письменный стол.
3 шаг
Следите за режимом дня. Переход на новый распорядок – это всегда сложно. Для первоклассника очень важно делать перерывы в занятиях. Полчаса учебы – перерыв на 5-10 минут, и можно снова учить уроки. Также обязательно гуляйте с ребенком хотя бы полчаса на свежем воздухе.
Почаще играйте с ребенком в свободное время. Это поможет ему, да и вам тоже, расслабиться.
4 шаг
Хвалите его! В любой работе найдите, за что можно похвалить ребенка. Даже, если он не совсем справился с заданием. Пусть он почувствует себя увереннее, и тогда сможет спокойно понять и исправить ошибки.
5 шаг
Будьте в курсе того, что происходит с ребенком в школе. Что задали сегодня? Как прошел урок? Проявляйте дружеский, но не жесткий контроль. Так у ребенка скорее выработается ответственность и организованность.
Источник: gmo.86mmc-megion.edusite.ru
Рекомендации родителям пятиклассника
Для профилактики проблем в адаптации:
- Важно обеспечить ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, приложить все усилия, чтобы он постоянно чувствовал помощь и поддержку со стороны родителей.
- Напомнить ребенку, чтобы он не боялся лишний раз спросить учителя, не скрывать, что у него есть непонятые вопросы.
- Составить расписание с указанием требований учителей.
- Вместе с ребенком составить режим дня.
- Очень важно научить ребенка чувствовать и проявлять уважение к учителю (хотя бы как к взрослому человеку).
- Наладить контакт с учителями – предметниками и классными руководителями.
Рекомендации по сохранению физического здоровья детей:
- посещение спортивных и танцевальных секций;
- достаточное ежедневное пребывание ребенка на свежем воздухе (не менее 2 часов);
- подвижные игры;
- закаливание. Наилучшая форма закаливания – бассейн.
Рекомендации родителям учащихся старших классов
Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу подростка: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшими достижениями, выражайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи.
- Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
- Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их.
- Не оставляйте без внимания свободное время ребенка и его успехи. Не сравнивайте его с другими, лучше сравнить его с самими собой – это более обнадеживает.
- В старших классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону, уточняют, обсуждают, спорят.
- Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.
- Помните, что по научно-обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий обучающиеся 10 - 11-х классов должны работать до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребёнок на домашнюю работу.
- Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.