Екатеринбург, Куйбышева, 111, тел. 254-01-38 и Большакова, 15, тел. 261-04-35

ordinartceva

Анна Валерьевна Ординарцева, руководитель студии «Айс-крим» стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Художественная».

Мы искренне поздравляем талантливого педагога и желаем ей победы на Всероссийском этапе.

Предлагаем вам ознакомиться с одним из конкурсных материалов -  эссе Анны Валерьевны на тему: «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд» В.А. Сухомлинский».

Ординарцева А.В.,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ Октябрьского района,
город Екатеринбург

Эссе: «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд» В.А. Сухомлинский

Когда впервые задаешь себе вопрос о смысле жизни, о том, верное ли выбрал направление пути, это значит, что ты становишься на путь анализа, т.е. философского осмысления своего существования.

Впервые этот выбор стал передо мной после Университета, который я окончила с отличием по направлению «Химия». Я очень люблю химию, но победила любовь к танцу, которая всегда жила и живет в моей душе. Внутренний анализ подсказал мне правильное решение, и сегодня я - педагог дополнительного образования студии эстрадного танца «Айс крим».

Анализ для меня – основа, на которой строится вся работа. От него зависит продуктивность диалога с учениками и родителями, от него зависит уровень нашего совместного развития. Продумывая основные походы и методы, выбирая оптимальные пути преподавания, извлекая уроки из проблем воспитания, которые удалось разрешить, можно выстроить процесс работы таким образом, чтобы ученики планомерно развивались, чувствовали рост, видели цель, чтобы деятельность студии приносила детям и родителям радость, и чтобы все получали от нее максимум удовольствия.

Анализируя, я извлекаю уроки из прошлого и принимаю решения для будущего. Так, к примеру, появляются образовательные вариативные курсы. Наблюдая за тем, какой потенциал был не раскрыт в прошлом году, я могу принять решение о введении курса для одаренных детей. Или же я могу обнаружить, что кто-то из учеников находится в стороне от учебного процесса и от других учеников в силу своего характера, склонности к интроверсии, и тогда я должна отреагировать на эту ситуацию. Возможно, эти дети не успевают за темпом обучения, тогда им необходимо больше времени уделять базовым урокам, а возможно, им нравятся менее энергичные танцы и они хотят раскрыть себя в лирических постановках. В дополнительном образовании педагоги имеют широкий инструментарий для работы с потенциалом каждого ребенка, и глупо им не пользоваться.

Бывают такие ситуации, когда стоит отвлечься от непосредственно уроков и проанализировать то, что происходит в группе в настоящий момент. В каком состоянии находится мотивация учеников? Быть может, они устали и стоит устроить разгрузочное занятие. Может быть, они растеряны и не понимают, куда движутся занятия, тогда стоит провести беседу, уточнить цели происходящих процессов. Или же они находятся в состоянии эмоционального накала, который мешает им развиваться, что может произойти, например, в период интенсивной подготовки к выступлениям. Важно не упустить такие моменты, чтобы не потерять мотивацию группы полностью, ведь это может привести к полной потере контроля над ситуацией. Быть чувствительным к таким моментам непросто, но важно помнить, что именно от этого зависит успех всего образовательного процесса. Видя, что педагог не просто выполняет свой функционал преподавателя, а ведѐт осмысленную линию по развитию своего коллектива, делится с каждым ребенком капелькой своей души и своего сердца, дети начинают доверять педагогу в полной мере. И в этом сила педагога.

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель», - писал Лев Николаевич Толстой. А что такое любовь, если не пристальное внимание? Важно уделять внимание тем, кто в этом нуждается; мне кажется, это не возможность, а острая необходимость.

С каждым годом в руки педагога приходят все новые и новые технологии преподавания. Это связано и с техническим развитием, и изменением информационной среды, и изменениями в сознании поколений, в частности в способе восприятия информации. Не менять методологию становится просто невозможно. Это нужно, чтобы выдерживать конкуренцию в сознании ребенка с другими видами деятельности, в том числе с большим количеством соблазнов отдалиться от деятельности, требующей эмоционального, умственного и физического напряжения, в пользу отдыха и развлечений. Педагогу важно показать ученику привлекательность труда, процесса создания и созидания, совместной работы и досуга. В потоке нового надо найти именно то, что будет органично дополнять учебный процесс, делать его более эффективным и «объемным». Так, невозможно игнорировать работу с видео, создание и обработка которого становится общедоступной и является неотъемлемой частью современного ребенка. Это богатейший инструмент для глубокого совместного анализа, нового способа выражения мыслей и эмоций, который задействует те функции восприятия, которые порой не получается актуализировать в обычном преподавании. Педагог должен не только учить, но и учиться сам, чтобы оставаться актуальным для своих учеников.

«Учитель должен быть одновременно актером, полицейским, ученым, тюремщиком, родителем, инспектором, рефери, другом, психиатром, учетчиком, руководителем и воспитателем, судьей и присяжным, властителем дум и составителем отчетов, а также великим магистром Классного журнала»1. Все это так, но, кроме того, он должен быть грамотным управленцем, в руках которого процесс обучения. Ему досталось управлять сложной системой из уникальных элементов – учеников, каждый из которых вносит в его процесс долю своеобразия. Чтобы в полной мере чувствовать себя профессионалами, мы вынуждены каждый момент времени понимать, что происходит с ребенком, и чутко реагировать на это. Если честно, это сложно, но мне это приносит наибольшее удовольствие как педагогу. И я чувствую себя уверенно на своем месте и вижу, как мой труд приносит радость моим ученикам. Я продолжаю планировать будущее и оценивать прошлое ради того, чтобы создавать настоящее, которым я бы могла гордиться.

Ремарк говорил: «Что нужно одному человеку от другого, кроме капли тепла. И что может быть больше этого». Я бы добавила, и капельки любви, добра и сердца. Ведь главное для меня: обучая детей, наполнять их жизнь творчеством, положительными эмоциями, движением, а значит счастьем и любовью!

Комментарии  

0 #2 Краснова Нина Владимировна 20.08.2018 15:01
Анна Валерьевна, поздравляю! Желаю "покорения" новых творческих вершин!
Цитировать | Сообщить модератору
0 #1 Елена 17.08.2018 12:14
Анна Валерьевна, поздравляем Вас!
С интересом прочла эссе. Так держать!!!
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий


Комментарии